София Загряжская.
Новое движение в искусстве 60-ых утверждало принцип образной интерпретации действительности: бескомпромиссность, суровая изображение правды жизни, подчеркнутый драматизм описываемых событий. Эти тенденции позднее стали известны как самостоятельное направление в искусстве «суровый стиль».
По окончании института Дмитрий Рябичев начал свою творческую биографию с жанра психологический портрет, в котором в то время работали многие отечественные скульпторы. Показательно, что дипломная работа Дмитрия Рябичева в МВХПУ им. С.Г. Строганова была выполнена в жанре психологического портрета. Молодой скульптор изобразил доктора Боткина для холла Боткинской больницы в Москве. В это время Рябичев работает с бронзой и мрамором, стремясь к освоению твердых скульптурных материалов.
Участие в республиканской (1954 г.), а затем во всесоюзной художественной выставке стали значительными событиями событиями в творчестве скульптора, положившими начало его продвижению и известности в художественных кругах. В 1955 году Дмитрий Рябичев – участник Международной выставки в Варшаве, в 1957 году – в Вене. В 1957 году тематическая сюжетная скульптура, выполненная Дмитрием Рябичевым в мраморе композиция «Тревожная юность» была удостоена дипломов Союзов художников РСФСР и СССР.
Уже в ранних работах молодой скульптор сумел выразить возможности пространственных решений и проявил понимание специфики круглой скульптуры. Его работы раскрывают новые детали характера изображенного с разных ракурсов.
Уже в ранних своих работах скульптор отходит от официальной, парадной трактовки образа, принятой в официальном искусстве того периода, и стремится показать индивидуальные черты, особенности характера, подчеркнутого жестами, позами, взглядом, движением рук, поворотом головы.
Портрет знатной доярки К.М. Лощеновой (1955, бронза) изображает женщину средних лет, волевую и целеустремленную, что чувствуется в ее осанке, гордо откинутой голове, в положении глаз, устремленных чуть выше зрителя, смотрящих вдаль. Руки широко расставлены в локтях, пальцы держат концы платка, которым женщина перехватывает волосы, будто перед работой. Во всем чувствуется уверенность успешной труженицы, и этот портрет передовой доярки, как иллюстрация народных достижений передан не официальными парадными средствами, а с искренним вниманием скульптора к личности модели.
Портрет доярки Лощеновой является композиционным портретом-полуфигурой и является переходным от бюстов скульптора к полнофигурным композициям. Надо отметить особенность этого периода в лепке портретов – скульптор Рябичев вводит в портрет руки, что усложняет образ и дополняет характер.
«Герой Социалистического Труда доярка Клавдия Лощенова сразу же покорила меня необычайным трудолюбием, прекрасным знанием своего дела, — говорит скульптор Рябичев, — ее проворные руки успевали сделать за день так много! А какие это были красивые, пластичные руки!»
Такие же говорящие руки и у портрета-полуфигуры хирурга Н.В.Склифософского (1956, аллюминий; отмечен премией), в котором так же видны поиски новых пластических приемов – выразительная экспрессивная манера лепки оставляет некоторую рельефность фактуры, как бы случайные мазки, возникшие в процессе работы над произведением. И этот художественный прием делает образ живым, ярким, живописным, с оставленными следами рук скульптора, что показывает естественность образа, обычно свойственную натурным этюдам.
Но, не приемы лепки – главные поиски скульптора Рябичева. Его занимает внутренний мир модели. Именно руки, введенные в скульптурную композицию, создают тот яркий характер, передающий внутреннее состояние. Жест доярки, завязывающей косынку, задает динамику образа, точное движение, делающее портрет не застывшей формой, а иллюстрирующим некий сюжет. За этим действием очевидно следующее, и зритель может предполагать рисунок возможного движения. Таким образом скульптор как бы рассказывает историю персонажа в развитии сюжетной линии. Так жест Склифосовского, надевающего перчатки, очень определенно говорит о моменте перед операцией или осмотре пациента.
Лицо хирурга сосредоточено и мысли его, как бы обращены внутрь себя, врач полностью погружен в предстоящее действие и эта особенность ставит акцент исключительно на его образе.
Особенно важной в своем творчестве этого периода скульптор считал работу «Тревожная юность» (1957 г., мрамор), которая явилась памятником герою Александру Чекалину, открытому в 1957 году в городе Чекалине.
Это композиционный погрудный портрет из мрамора с элементами предметного окружения и так же с красноречивым использованием рук изображаемого.
Несмотря на хрупкую молодость изображенного, образ получился очень собранным и целеустремленным. В юном защитнике чувствуется сильная воля, что всегда привлекало скульптора в передаче характера.
Здесь в создании образа скульптору помогли личные впечатления от фронта. Используя опыт военных лет, Дмитрий Рябичев создает не только образ героя, но передает тревожную атмосферу войны. Лицо юноши сосредоточено и очень напряженно, он, повернув голову влево, всматривается вдаль, как бы пытаясь разглядеть опасность. Рука сжимает автомат. Лицо сурово, с жестким выражением губ. Глаза, кажется, видят незримого для зрителя врага. В этой работе скульптор так же привлекает внимание зрителя к деталям, расставляя акценты на лице и руке. Из глыбы мрамора, лицо и рука вырисовываются в реалистичной манере, а так же часть автомата, остальные детали одежды, шапка и шинель как бы остаются в грубой фактуре, и в этом контрасте особенно отчетливо читается настроение героя, его молодость, подчеркнутая различностью пластических решений в обработке камня.
Грубая фактура глыбы мрамора, в которой тонет мальчишка, подчеркивает юность, очевидную в гладкой поверхности лица и тонкой по сравнению с массой камня, руки.
Эту же динамику рук мы наблюдаем и в портрете изобретателя радио А.С.Попова (1957 г., бронза).
Портрет Попова относится уже к более зрелым станковым работам Дмитрия Рябичева и вылеплен более уверенно, чем предыдущие, еще более выразителен характер образа. Здесь мы видим сосредоточенного за работой изобретателя, приложившего к уху аппарат. В выразительном жесте скульптор передал и профессиональную принадлежность модели, и выразил характер напряженного состояния. О сосредоточенности говорит не только лицо, но и, даже в большей степени жест второй свободной руки. Ее положение свидетельствует о напряженном внимании Попова к тому, что он слышит в аппарате. Точно передан и характер образа. Мимические складки лица, полуоткрытые губы, так же говорят о серьезности деятельности первооткрывателя. Этот портрет, наряду с предыдущими работами скульптора раскрывает основной замысел Дмитрия Рябичева – создать точную портретную характеристику.
Совсем иной выглядит в этом ряду работа «Старый рабочий» (рабочего (1956 г, бронза), в которой скульптор полностью сосредоточен на психологической наполненности образа.
Сравнительно с другими работами тех лет скульптор здесь более внимателен к деталям лица, проработке мимических черт, передачи реалистичности образа. В портрете старого рабочего Дмитрий Рябичев не прибег к использованию приема сюжетного повествования. Нет ни характерных жестов, ни движения, ни динамики. Все внимание сосредоточено на выражении лица. Глаза старика слегка прикрыты. Губы плотно сжаты, брови слегка сдвинуты. Образ оставляет впечатление человека глубокого, вдумчивого, прожившего долгую интересную жизнь, наполненную событиями и впечатлениями, рисует человека уставшего, умудренного годами и опытом.
В этой работе скульптор искал пластический и психологический прием для монументальной композиции «Физиолог И.П. Павлов». (1956 г., бронза). В голове старого рабочего, как и в монументальной композиции «Физиолог И.П.Павлов» приемы лепки выглядят иными, более законченными, с тщательно проработанными деталями, и меньшей импровизацией. (Впервые портрет Павлова был показан на художественной выставке «Советская Россия» в 1960-ом году).
Наблюдается еще одна появившаяся особенность работы – лепка носит неоднородный характер по всей поверхности. Скульптор тщательно прорабатывает одни детали, как бы обращая на них внимание зрителя – руки, лицо, складки одежды, оставляя эскизными другие, и этот контраст еще более подчеркивает расставленные акценты. Образ Павлова более реалистический, менее экспрессивный. Композиция включает так же сюжетно-предметную линию – физиолог сидит, обняв голову смотрящей на него собаки и глядя ей в глаза. И этот молчаливый диалог очень понятен зрителю в своей литературной повествовательности.